Теневые схемы времен на Одесской таможне сохраняются, — глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко

Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются. Также ухудшаются показатели, из-за чего убытки несет и бизнес, и государство. Это в значительной мере связано с постановлением Кабинета Министров по поводу допуска Нацполиции в зону таможенного контроля.

Об этом в комментарии Цензор.НЕТ сообщил глава общественного совета при главном управлении ГФС Одесской области Виктор Берестенко.

«Что касается вмешательства силовиков, то оно продолжается. Незаконные ориентировки, давление по телефону. Есть еще проблема кадровых назначений – когда руководители являются исполняющими обязанностей. По моему мнению, они подвергнуты шантажу. У них есть определенные показатели по сбору кэша, по отжиманию субъектов бизнеса. Как мы все уже помним, попытка изменений под руководством Марушевской не достигла результата. Как были показатели 30-40% в тени, так они и есть.

Одесская таможня находится под пристальным вниманием всех силовых структур, в частности, СБУ. Схемы, которые были в 2012-13 годах, они и сейчас продолжают функционировать. В некотором плане во времена Клименко и Колесникова ситуация была лучше, так как не было каждый день новых команд.

Сейчас как таковой эффективной таможенной службы нет. С момента как Клименко начал ее объединять, она размыта разными профнепригодными руководителями из подразделений налоговой милиции и налоговой службы. Возможно в своем деле они грамотные, но в таможенном – нет. Они считают, что таможня должна наполнять бюджет, а не защищать экономический интерес нашего государства и бороться с контрабандой. Любые системные улучшения не идут на руку контролерам. Контролер заинтересован в том, чтобы инспектор нарушал, и на него был компромат, и поэтому он выполняет устные распоряжения сотрудников СБУ.

Вопрос, кто администрирует эти схемы. А администрируются они теми же людьми, которые возглавляют правоохранительные органы. Как был Демчина и главка К и его структуры, так и остались (первый замглавы СБУ Павел Демчина — ред.). Как была определенная сфера влияния ГПУ, так и осталась. Попыталась Нацполиция войти, но пока что она ничего этим схемам не сделала. Отчасти каким-то категориям бизнеса она ухудшила ситуацию, так как это все повлияло на увеличение времени оформления грузов», — сказал он.

Статистика оформления транспорта: среднее время нахождения, количество досмотров, взвешиваний. Информация основана на результатах сводок ГП «Одесский морской торговый порт». Графики показывают, что с начала года все показатели выросли практически втрое.

Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 01
Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 02

Он отмечает, что статистика по ориентировкам от различных силовых структур, результативности ориентировок и времени оформления грузов указывают на неэффективность их работы. При том, что таможня считает время с момента, когда документы начинают оформлять, и завершают, не учитывается время, когда документы находятся в статусе «ожидание в принятии к работе», когда это может занимать 3-5 дней. Например, с сентября полиция составила всего 2 протокола по результатам работы на Одесской таможне.

Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 03
Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 04
Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 05

По словам Берестенко, Нацполиция могла бы влиять на ситуацию с коррупцией на таможне, однако делать это нужно вне зоны таможенного контроля:

«Нацполиция, если хочет получить результат, имеет инструменты слежки. Но все это нужно делать вне зоны таможенного контроля. Потому что когда груз находится в зоне таможенного контроля и милиция что-то находит, то субъект имеет право сделать определенные процедуры, чтобы задекларировать этот груз. По моему мнению, полиция пытается руками таможни получать мзду».

Комментируя конкурс на пост главы Департамента ГФС по предотвращению и выявлению коррупции, который выиграл бывший заместитель начальника Одесской таможни — начальник Управления по борьбе с нарушениями таможенных правил Александр Халковский, Берестенко отметил, что тот является креатурой бывшего руковолодителя Одесской таможни, а сегодня и. о. главы ГФС Александра Власова.

«За этим стоит исключительно экс-глава одесской таможни Александр Власов, к которому у нашего общественного совета очень много вопросов. Согласно нашему заявлению была служебная проверка и выявлены недоплаты в бюджет около 0,5 млрд гривен. Халковский – его инструмент. Власов не способен организовать ни одной схемы, так как он импульсивный и некомпетентный. Может быть, хороший человек, но развел на одесской таможне хаос и манипуляции. В частности, он использовал в своих целях общественные организации. По моей информации, он нанимал организации, которые боролись как с честными предпринимателями, так и с теми, кто критикует Власова. А Халковский организовывал схемы, проводил кадровую политику, загонял людей в эти схемы, так как возглавлял управление по борьбе с контрабандой. Говорил: «Если ты не хочешь работать с определенной компанией, я сделаю так, что тебе будет не выгодно работать ни с кем, кроме нее». Допустим, идет товар. Халковский назначал массу досмотров, по надуманному признаку составлялся протокол о нарушении таможенных правил, конфисковывался груз. А когда владелец спустя полгода все это отбивал и пытался забрать груз, то оказывалось, что груза на складе уже нет. Создавал такие условия, когда люди просто не могли работать вне схемы.

С Одесской таможни он убежал как раз тогда, когда произошла ситуация с 37-ю контейнерами. По моей информации, исключительно он давал команду руководству поста, чтобы эти контейнеры контрабандистов были выпущены. После этого он резко убежал и закончилось его прямое крышевание. Для чего Власенко назначает Халковского? Это личное доверенное лицо Власова, который будет выполнять любые команды. В Одессе он отвечал за распределение кеша, мотивацию персонала, отстранение неудобных. Он лично мне предлагал участие в коррупционной схеме, в которой я бы смог оформлять 30% всего объема импорта легковых автомобилей, в обмен на то, чтобы я не раскрывал все схемы, которые функционируют на одесской таможне. А когда я отказал, они начали разные увертюры.

Этот Департамент был создан для того, чтобы построить вертикаль власти внутри ГФС. То есть он будет заниматься личными делами сотрудников ГФС. То есть тот, кто не захочет выполнять, либо будет препятствовать выполнению команды руководства ГФС, будет подвергнут критике, проверке и всяческим проблемам со стороны этого департамента. У меня такое понимание того, для чего создается этот департамент. Ну и по поводу конкурса, думаю, не стоит добавлять, что это все фиктивная, формальная легитимизация вот таких вот негодяев во власти».

Он подчеркивает, что Министерство финансов признали злоупотребления на Одесской таможне во времена руководства Власова и планировали принять управленческие решения.

Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 06

Ущерб государству по не доплате таможенных платежей составил около 419 млн грн. Об этом говорится в справке по результатам проверки Одесской таможни.

Теневые схемы времен Януковича на Одесской таможне сохраняются, - глава общественного совета при ГУ ГФС области Берестенко 07

По мнению главы общественного совета, улучшения на таможне невозможны без институционных изменений и честной мотивации сотрудников.

«Есть попытки сделать улучшения, но какие могут быть улучшения, если у инспектора зарплата 5 тысяч гривен?, — спрашивает Берестенко. — Он же явно не живет на них. И в бюджете на следующих год никакого увеличения финансирования ГФС. Насколько я владею информацией, бюджет снижен на 300 млн. Никакого институционного изменения не предусмотрено. Единственное, что произошло, — благодаря, по моему мнению, экс-министру Александру Данилюку – это единое окно (закон 7010). Но это не упрощает процедуры взаимодействия с таможней, а лишь упрощает процедуры взаимодействия с другими контроллерами – такими как ветеринары, фитосанитары».

Он сообщил, что так называемые «сканеры Гройсмана» пока не способствует прозрачности и эффективности работы таможни, так как для него них топлива:

«В пятницу было заседание таможенного комитета при таможне. Топлива для сканеров нет. Предложили сами скидывать, так как ставят форму контроля, а выполнить его не могут. Поэтому, все, что говорит премьер-министр, он говорит для бабушек и того электората, который не в состоянии понять, что на самом деле происходит».

Источник